Специфика консультирования опекунов приемных родителей

Содержание
  1. Приемный ребенок в семье
  2. Проблемы с формированием привязанности
  3. Нужно ли рассказывать ребенку о кровной семье?
  4. Три стадии адаптации
  5. Первая – идеализация
  6. Адаптация в семье
  7. Утешение и поддержка
  8. Распорядок дня и новые правила
  9. Забота о физическом здоровье, одежде и личных вещах
  10. Ожидание ответной любви приемного ребенка
  11. Воспоминания ребенка
  12. Что такое школа для приемных родителей
  13. Для кого предназначена школа приемных родителей
  14. Цели Школы приемных родителей
  15. программы
  16. Где пройти обучение
  17. Законодательная база
  18. Специфика консультирования опекунов приемных родителей
  19. Занятие для родителей (приемных родителей, опекунов) — Теплота семейных отношений
  20. Консультирование приёмных родителей
  21. Психолого-педагогическое сопровождение опекунских семей
  22. Особенности консультирования семьи с приемными детьми
  23. Круглый стол с опекунами «Проблемы воспитания подопечных детей»
  24. Антикризисный психологический центрИрины Смолярчук
  25. Усыновление в россии
  26. Клуб семейного общения как одна из эффективных форм психологического сопровождения приемных и опекунских семей
  27. Школа приемных родителей: цели и задачи, программа ШПР
  28. Что такое Школа приемных родителей (ШПР)
  29. Цели и задачи ШПР
  30. Для кого предназначена школа
  31. Программа ШПР
  32. С чего начать и куда обратиться
  33. Свидетельство о прохождении ШПР
  34. Опека и попечительство — формы семейного устройства в России
  35. Законодательное регулирование
  36. Что такое опека
  37. Что такое опекунство
  38. Кто может стать опекуном
  39. Как стать опекуном
  40. Попечительство
  41. Усыновление
  42. В чем разница между усыновлением и опекунством
  43. Приемная семья
  44. Гостевая семья
  45. Патронат
  46. Детский дом семейного типа

Приемный ребенок в семье

Специфика консультирования опекунов приемных родителей

Период адаптации жизни семьи при усыновлении ребенка достаточно непрост. С одной стороны, может казаться, что главное — это просто любить ребенка, и тогда все проблемы и сложности решатся сами собой.

Но это не совсем так. Дело в том, что в случае с приемным ребенком имеются некоторые отличия, которые делают адаптацию и жизнь семьи особенными.

И тут важно не только любить ребенка, но и обладать нужной информацией и знаниями.

Нужно помнить о том, что в жизни каждого приемного ребенка случилось тяжелое событие – он потерял семью и родителей.

Совсем маленькие дети (до года-двух) могут не помнить об этом осознанно, но, тем не менее, это все оставляет след в их жизни: у них может развиться расстройство привязанности, зачастую — отставание в развитии.

Дети постарше переживают, как правило, сильный стресс, страх, боль потери одной из основ своей жизни. Это все не может не сказаться не только на их развитии, но и на психологическом состоянии, восприятии мира и себя в нем.

Именно поэтому приемным родителям важно иметь не только любовь к ребенку и общий позитивный настрой, но и определенные знания, а также готовность принимать помощь специалистов.

Проблемы с формированием привязанности

Будущим приемным родителям или опекунам нужно обязательно знать о нарушениях привязанности, возникающих у приемных детей. Эти нарушения – корень многих проблемных ситуаций, поэтому если родитель понимает, что происходит с его приемным ребенком, то ему легче сохранять самообладание самому, а также находить подход к ребенку и решать возникающие проблемы.

Привязанность – это желание поддерживать и сохранять близкие отношения с другим человеком. Это потребность в близости, в общении, доверии. Научно доказан такой факт, что эмоциональное тепло влияет на развитие детей.

Забота и участие взрослого позволяет ребенку учиться у взрослых, доверять и людям, и миру как таковому.

Если же у маленького ребенка не было опыта продолжительных близких отношений с одним человеком, либо эти отношения несколько раз прерывались и не восстанавливались, то его способность к поддержанию привязанности уменьшается или утрачивается, в связи с чем могут возникнуть, например, такие ситуации:

  • ребенок провоцирует, намеренно раздражает родителей, проверяет на прочность;
  • ребенок может вообще не допускать доверительных отношений ни с одним взрослым. Он закрыт, эмоционально холоден. Он не агрессивен, но избегает близких отношений;
  • ребенок то грубит и провоцирует, то ведет себя прямо противоположным образом – ищет ласки и внимания;
  • ребенок намеренно нарушает границы, не испытывает сочувствия, предпочитает, чтобы его боялись. В этих случаях могут наблюдаться жестокие и разрушительные действия;
  • ребенок ищет маму и папу во всех окружающих людях, готов быть со всеми ласковым. Качество здесь заменяется количеством.

Как правило, поведение ребенка с нарушением привязанности можно отнести к одному из типов, описанных выше. Родителям нужно знать, что практически все они корректируются, но требуется время, терпение, и иногда – помощь специалистов. Ситуации с жестоким, деструктивным поведением ребенка требуют отдельного контроля, потому что добиться социализации такого ребенка особенно сложно.

Нужно ли рассказывать ребенку о кровной семье?

Рассказывать ли ребенку о его биологических родителях, и как это делать – этот вопрос волнует практически всех приемных родителей.

С одной стороны, может казаться, что разговор о кровных родителях вызовет грустные или неприятные воспоминания, и приемные родители этого избегают.

Но если не говорить о чем-то – это не значит, что ребенок не будет об этом думать, и ситуация как таковая не изменится.

Первый вопрос – стоит ли вообще говорить ребенку о том, что он приемный. Этот вопрос, как правило, возникает в случае усыновления совсем маленьких детей, которые еще не могут осознанно помнить своих родителей.

Если отвечать на этот вопрос кратко, то специалисты по работе с усыновлением говорят однозначно – да, сообщать ребенку нужно. И это подтверждается десятками лет практики и тысячами семей, в которых возникали сложности именно из-за попыток сохранить тайну.

Некоторые приемные родители пытаются создать тайну, и тайна окутывает многих родственников и друзей семьи. Выросшие дети зачастую уже догадываются, что им что-то не говорят. Случаи, когда тайна все-таки становится явной, возникают часто, а вот последствия этого для ребенка (в любом возрасте, даже взрослого человека) очень тяжелы.

У него страдает чувство доверия к миру, принадлежности к своему роду. Возникают семейные конфликты, иногда очень тяжелые. Может даже произойти разрыв с приемными родителями на эмоциональной волне.

Поэтому вовремя и правильно рассказать ребенку о его кровных родителях – это путь к тому, что ребенок примет эту ситуацию наименее болезненно.

Чем раньше это будет сделано – тем лучше. Маленький ребенок воспримет это как данность, и потом просто постепенно будет взрослеть с этим. Может быть, он будет вспоминать об этом очень редко. Но в любом случае, эта информация уже не станет шоком для него и сама по себе не будет препятствием для формирования близких отношений с приемной семьей.

Если приемные родители чувствуют какое-то неудобство, страх, стыд рассказать об этом, то лучше сначала разобраться со своими чувствами и их причиной.

Как правило, во всех органах опеки есть школы приемных родителей, где психологи специализируются именно на этих темах. Можно консультироваться и в других психологических службах.

Главное, чтобы приемный мама или папа смогли вновь обрести уверенность и спокойствие.

Три стадии адаптации

Существуют три условных стадии, которые проходит семья, взявшая приемного ребенка.

Первая – идеализация

И ребенку, и приемным родителям будущая жизнь рисуется в радужном свете. Все стараются друг другу понравиться. Это важная стадия, и завышенные ожидания несколько сглаживают перемену среды для ребенка и помогают наладить контакт.

Не более чем через месяц-два появляются неизбежные конфликты, ведь ребенку приходится адаптироваться к новым правилам, а родителям – менять и свою жизнь. И начинается следующая стадия…

Адаптация в семье

Теперь уже ребенок может демонстрировать и страх перед привязанностью к новым людям, и проверять новые правила на прочность, и усиленно тосковать по кровной семье или детскому учреждению. Дети могут не слушаться, проявлять агрессию.

Здесь от приемных родителей понадобится максимум терпения, настойчивости, гибкости, умения строить диалог, искать компромиссы. Эта стадия длится около 6 месяцев, и в результате в семье должно появиться чувство общности и доверия.

После этого конфликтного и сложного периода, как правило, наступает более стабильное состояние, когда и ребенок встроился в новый распорядок, и семья приняла ребенка. На этом этапе можно разговаривать с ребенком о его прошлом, создавать новые семейные традиции и правила.

Утешение и поддержка

Почти все дети, покидающие сиротские учреждения, испытывают чувство грусти.

Они могут переживать и об утрате своей кровной семьи, и о расставании с друзьями из ставшего привычным сиротского учреждения, и просто о сложности адаптации в новом месте.

Родителям нужно дать возможность выплакать, выразить свои чувства, и при этом быть рядом, постараться успокоить ребенка и показать свою поддержку, заботу и внимание.

Распорядок дня и новые правила

Ребенку сложно адаптироваться, поэтому нужно максимально понятно, подробно, спокойно рассказывать о новых правилах, о распорядке дня. О том, что будет в каждый день недели. Эта определенность поможет ребенку почувствовать себя более уверенно и спокойно.

Взрослым нужно помогать ребенку и поддерживать его. Помогать собирать вещи в школу, планировать график.

Забота о физическом здоровье, одежде и личных вещах

Желательно учесть предпочтения ребенка в еде, узнать, что ему нравится. Помочь ему уснуть вечером, побыть с ним рядом. Может быть, он не привык спать в комнате один – тогда можно временно включать ночник, открывать дверь или спать с ним в комнате. Такая простая забота может значительно облегчить адаптацию ребенка.

Ожидание ответной любви приемного ребенка

Родители могут проявлять инициативу в своей ласке, заботе, выражении любви и тепла, но не ждать ответной реакции от ребенка. Это вполне нормально, что она появится не сразу. Проявление своих чувств нужно тоже отслеживать – например, если ребенку неприятны объятия, можно просто сначала брать его за руку.

Воспоминания ребенка

Ребенок может тосковать по своему прошлому. Если он не помнит его – он может придумывать вымышленные факты. Ребенку важно иметь представление о своем прошлом, а у некоторых детей из детского дома абсолютно нет никакой информации, кроме имени родителя и места жительства. Возникает как будто пробел, пустое место. И это плохо сказывает на формировании психики ребенка.

Именно для этого приемная семья может создавать коллажи, картинки и даже вымышленные фотоальбомы, где будет собрано все, что так или иначе касалось жизни ребенка. Фотографии его города, картинки, как могли выглядеть его родители.

И в этой истории его жизни будет и момент появления его в новой семье и фотографии его взросления.

Таким образом, можно рассказать ребенку, что есть кровные родители, у которых он родился, и есть семья, в которой он будет расти как родной ребенок.

Конечно, тема усыновления и адаптации ребенка в семье очень обширна, и мы рассмотрели только некоторые вопросы. Главное, что будущие приемные родители должны готовиться к усыновлению заранее, читать литературу, посещать специальные занятия. Это поможет пройти период адаптации как можно более легко и быстро и создать в семье атмосферу тепла и доверия.

Источник: https://www.paracels.ru/populjarnaja-psihologija/priemnyj-rebenok-v-seme.html

Что такое школа для приемных родителей

Специфика консультирования опекунов приемных родителей

В России большое количество детей-сирот, которые нуждаются в новой семье и любящих родителях. Многие бездетные пары принимают решение усыновить малыша и стать ему родными.

Но важно помнить, что перед таким серьезным шагом необходима специальная психологическая помощь.

Школа приемных родителей предназначена для подготовки кандидатов на усыновление к решению взять ребенка в семью и нести ответственность за его дальнейшую судьбу.

Для кого предназначена школа приемных родителей

Курс обучения разработан для следующих категорий лиц:

  • Кандидатов в замещающие родители;
  • Будущих опекунов и усыновителей;
  • Волонтеров, планирующих работать в детских домах и приютах;
  • Семей, собирающихся брать детей в гостевом режиме;
  • Опекунов и усыновителей, которые ранее не проходили подобной подготовки.

Школу приемных родителей могут посещать и те, кто взяв ребенка на воспитание, столкнулся с трудностями, с которыми не могут справиться самостоятельно.

Курсы ведут психологи, психотерапевты, юристы, рассказывающие о тонкостях воспитания несовершеннолетнего в приемной семье.

Для получения эффективного результата важен личный опыт, поэтому часто среди педагогов люди, имеющие положительный опыт воспитания приемных детей. В качестве преподавателя выступают и воспитатели, проработавшие несколько лет в приютах или детских домах.

Цели Школы приемных родителей

Занятия в ШПР разработаны для реализации следующих задач:

  • Психологическая подготовка кандидатов на усыновление для принятия ребенка в семью;
  • Воспитание умения преодолевать возникающие трудности в воспитании несовершеннолетнего;
  • Уметь находить сильные и слабые стороны свои и своих родственников;
  • Знакомство с нормами семейного права;
  • Изучение психологических и физиологических особенностей ребенка в разные возрастные периоды.

Занятия проводятся в форме тренингов, практикумов, семинаров. Кандидатам в усыновители предоставляется возможность не только получить знания от специалистов, но и поделиться собственным опытом друг с другом. По окончанию курса будущие родители смогут определиться в правильности своего решения, делают осознанный выбор в отношении пола и возраста ребенка, которого хотят взять в семью.

Существующая практика показала, что некоторые кандидаты в усыновители после посещения занятий отказываются от этого статуса или берут время на раздумье перед тем, как взять малыша. Такое поведение гораздо менее травмирующее по отношению к несовершеннолетнему, чем когда неготовые к этому семьи берут ребенка, а затем возвращают его в казенное учреждение.

Одной из главных проблем, с которой сталкиваются усыновители, считаются сложности в поведении детей, которые провели несколько месяцев (а иногда лет) в детском доме или интернате.

На курсах приемных родителей взрослых учат справляться с ними и сводить к минимуму появление возможных неприятностей.

Кроме того, кандидатам в усыновители рассказывают сложности в адаптации ребенка в новых условиях и способы сделать ее легче.

Школу приемных родителей должны посещать не только те, кто хочет усыновить детей старшего возраста, но и те, кто планирует взять малыша из дома малютки. В такой ситуации основной акцент делается на готовности взрослых нести ответственность за будущее ребенка, его воспитание и социализацию в обществе.

программы

Школы приемных родителей встречаются при органах опеки и попечительства, а также при Центрах психологической помощи. Знания, которые в них получают кандидаты в усыновители, условно делятся на 3 раздела: медицинские, юридические, психолого-педагогические.

курсов может незначительно различаться, но в обязательном порядке освещаются следующие вопросы:

  • Основы семейного законодательства России;
  • Психологическое и физиологическое развитие ребенка;
  • Трудности подросткового возраста;
  • Особенности родительских ролей;
  • Охрана здоровья несовершеннолетнего;
  • Последствия жестокого обращения в семье;
  • Адаптация ребенка в новой семье и др.

Единых требований курсов в Школе приемных родителей законодательно не установлено. Поэтому в разных регионах знания, которые получат кандидаты в усыновители, могут различаться. Но основная задача курсов заключается в том, чтобы подготовить будущих родителей к ответственности и свести к минимуму возможность, что впоследствии от ребенка откажутся.

Не все люди, принявшие решение взять малыша в семью, до конца понимают всю ответственность этого шага.

Психолого-педагогическая подготовкаПсихолого-педагогическая подготовка предназначена для того, чтобы помочь взрослым осознать причины этого желания и свою готовность к воспитанию чужого ребенка. Взрослые знакомятся с основами возрастной психологии. Это позволяет кандидатам на усыновлении лучше понимать особенности развития малыша на различных этапах взросления
Правовой разделПравовой раздел курсов предусматривает знакомство с основами семейного права. Будущим родителям рассказывается об основных законодательных актах РФ, регулирующих отношения между детьми и взрослыми. При этом объясняется различие между опекунством, усыновлением и другими формами оформления прав на несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей
Физиологические особенности детейВ Школе приемных родителей знакомят и с физиологическими особенностями детей на разных этапах. Цель данного раздела заключается в просветительской и профилактической работе по развитию малыша

Где пройти обучение

Психолого-педагогическую и правовую подготовку для того, чтобы взять в семью ребенка, можно пройти в государственных учреждениях, созданных с этой целью. Органы опеки, в которые следует обратиться кандидатам на усыновление, дадут направление на курсы и подскажут, где они проходят.

Занятия проводятся в удобное для будущих опекунов время, обычно в вечерние часы, в том числе и по выходным дням. По итогам обучения проводится аттестация.

Если испытание будет пройдено успешно, то будущим опекунам выдадут свидетельство установленного образца о том, что они готовы стать родителями.

В противном случае слушателям будет рекомендовано еще раз пройти курсы. В аттестационную комиссию включаются:

  • преподаватели;
  • сотрудники органов опеки;
  • юристы;
  • медицинские работники.

В коммерческих психологических центрах будущим усыновителям тоже можно посещать Школу приемных родителей, если в итоге они получат утвержденный документ, который примут органы опеки.

Достоинством таких курсов считается то, что кандидатам в опекуны даются более глубокие знания, ведь срок обучения может значительно превышать рекомендованные 72 часа.

Кандидаты на опекунство могут посетить не только обязательные занятия, но и дополнительные, где получат ответы на все интересующие вопросы.

Сотрудники Школы приемных родителей оказывают помощь в принятии решения о выборе ребенка. При необходимости оказывается помощь и после усыновления. Все консультации проводятся в конфиденциальном режиме, информация не разглашается органам опеки и другим посторонним лицам.

Специалисты организации стремятся не выявить возможные проблемы будущих усыновителей, а помогают с ними справиться. Работа Школы приемных родителей направлена на создание всех условий, позволяющих сохранить ребенка в семье.

К каждому слушателю курсов осуществляется индивидуальный подход.

Законодательная база

Источник: https://lawinfo24.ru/family/opeka/shkola-priemnyx-roditelej

Специфика консультирования опекунов приемных родителей

Специфика консультирования опекунов приемных родителей

Далее психолог предварительно анализирует проблему, выдвигая гипотезы по поводу нее, разъясняя, что можно сделать по каждой из них, чтобы изменить ситуацию.

При разъяснении гипотез психолог проговаривает, каким образом мотивы опекуна, двигавшие им, когда он брал ребенка, могут быть восстановлены и реализованы, какую выгоду от этого получит опекун и его семья.

Здесь важно показать опекуну долговременную перспективу, так как кратковременная перспектива воспринимается им негативно.

Занятие для родителей (приемных родителей, опекунов) — Теплота семейных отношений

И так начать с себя, создать в семье атмосферу психологического комфорта для всей семьи. Научиться общению друг с другом, потому что порой люди слушают, но не слышат. Например, ребенок приходит из школы и жалуется на грубое отношение одноклассников, на несправедливость учителя.

Наша реакция, какая? Пойти в школу и разобраться, а ему нужно совсем другое, чтобы ему посочувствовали, с ним поговорили, поняли его переживания. Мы взрослые испытываем стрессы на работе, а ребенок в школе, как нам порой хочется рассказать, чтобы выслушали так и ему.

Вот и ищем близкого по духу человека. Для ребенка это должны быть родители, чтобы он не ушел на улицу. Семья должна стать тем местом, куда ребенок хотел бы прийти, поделиться и горем и радостью. Способствует этому мудрость и такт родителей.

Если Вы умеете сочувствовать, сопереживать, ребенок постепенно научиться это ценить.

Консультирование приёмных родителей

Когда проблема обозначена, сфокусирована и клиент осознает ее, переходим к следующему этапу — выдвижение и анализ вариантов решения .

Пристрастность и субъективизм приемных родителей в отношении проблем с ребенком часто мешает им увидеть наиболее правильный выход из сложившейся ситуации. Помощь психолога заключается в стимуляции логического мышления клиента.

Позитивные и негативные последствия тщательно взвешиваются, подводится баланс, который помогает приемным родителям чисто логически вычислить наиболее верное решение сложившейся ситуации.

Рекомендуем прочесть:  При разводе делится материнский капитал

Психолого-педагогическое сопровождение опекунских семей

  • изучение тактики воспитания и родительской позиции кандидатов в опекуны;
  • формирование у опекунов психологической готовности принять эмоционально-личностные особенности ребенка;
  • психолого — педагогическая помощь опекаемому ребенку на этапе адаптации к новым социальным условиям в замещающей семье;
  • создание в замещающей семье оптимального эмоционального климата, благоприятного для личностного и познавательного развития ребенка;
  • обеспечение психологической поддержки замещающей семьи в кризисные периоды взросления опекаемого ребенка;
  • динамическое наблюдение внутрисемейных отношений в замещающей семье и своевременное оказание консультативной и психокоррекционной помощи.

Особенности консультирования семьи с приемными детьми

С другой стороны, психолог, не обладающий специфическими знаниями о семейном устройстве детей из детских учреждений, о динамике эмоционального становления приемного родителя, может попасть в ловушку «негативной оценки семьи».

Дело в том, что семья, переживающая острый кризис адаптации, истощившая свои внутренние и внешние резервы и стоящая на грани эмоционального краха, порой испытывает и демонстрирует эмоции, чувства, а порой и поведение, никак не вписывающиеся в нормативное представление о «хорошей» семье и «правильном» поведении родителя в сложной ситуации воспитания.

Семья как клиент психолога в процессе консультации может давать резко отрицательные оценки ребенка, описывать свои негативные, «выходящие за рамки» чувства по отношению к ребенку, описывать сложившуюся семейную ситуацию как «безнадежную». Семья может выражать некоторые деструктивные намерения, вплоть до желания «отдать ребенка назад».

Не обладая достаточными знаниями о динамике эмоциональной сферы принимающего родителя и об особенностях приемного родительства в целом как феномена, психолог может впасть в ошибку оценки семьи как «неподходящей» для того, чтобы быть приемной.

Круглый стол с опекунами «Проблемы воспитания подопечных детей»

Вы в магазине с Вашим ребенком. Купили все, что необходимо и вдруг Ваш малыш просит купить ему маленькую недорогую игрушку. Вы понимаете, что она ему не нужна, что это каприз, мимолетная прихоть. Ребенок орет на весь магазин, привлекая к себе внимание. Как вы поступите в данной ситуации

Антикризисный психологический центрИрины Смолярчук

Нередко в борьбе с «дурной» наследственностью ребенка, приемные родители пытаются объединиться и укрепиться как пара. Для приёмных родителей этого типа характерно постоянно тревожное ожидание «проявления неблагоприятного генофонда», недоверие к себе как к родителю, идеализация семейной ситуации.

Усыновление в россии

Порядок реализации программы дополнительного образования регламентируется ст.75 Федерального закона № 273 от 29.12.2012 г. Об образовании, в п. 4 .

дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями

Рекомендуем прочесть:  Установка счетчиков воды бесплатно для пенсионеров

Клуб семейного общения как одна из эффективных форм психологического сопровождения приемных и опекунских семей

Семья для ребенка – это основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть, – здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый или колючий и дерзкий – там он свой.

Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей – продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь. Семья – это определенный морально-психологический климат, для ребенка – это первая школа отношений с людьми.

Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости. Это первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания.

Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений, даже школьными трудностями видны взрослые — их взгляд на мир, их позиция, их поведенческие стереотипы.

Существенно, что проблемы ребенка невозможно решать и рассматривать только как школьные или поведенческие, маленький человек зависим от ситуации и окружения, в которых находится искренняя заинтересованность взрослых – родителей, педагогов в каждый момент его жизни создает хорошую возможность для развития позитивных детско-родительских взаимоотношений.

Режим нужен не только для того, чтобы упорядочить день, но и выработать привычку чередовать активные игры и занятия – это такая репетиция будущей схемы «урок-перемена». Например, после обеда у вас традиционные полчаса чтения, потом ребенок смотрит мультфильм, затем вы идете на прогулку, а после улицы садитесь рисовать или играть с азбукой и т.д.

Источник: https://voprosiuristy.ru/subsidii/spetsifika-konsultirovaniya-opekunov-priemnyh-roditelej

Школа приемных родителей: цели и задачи, программа ШПР

Специфика консультирования опекунов приемных родителей

Решение об усыновлении или принятии опекунства над ребенком может быть продиктовано разными причинами. Невозможность иметь собственных детей, трагедия с близкими родственниками или гуманистические побуждения — перечень можно продолжить.

Опекунские службы потребуют от человека документальные подтверждения возможности принятия на себя ответственности за ребенка.  А вот научиться стать мамой и папой, получить необходимые навыки поможет школа приемных родителей.

Что такое Школа приемных родителей (ШПР)

Семейный кодекс РФ (статья 127), устанавливая требования к усыновителям, в числе прочих указывает на необходимость подготовки претендентов по специальным программам. Такие условия приняты с 1 сентября 2012 года.

Ключевые моменты организации работы школы приемного родителя прописаны в приказе Минобрнауки РФ № 253:

  • ответственность за развитие системы школ возложена на регионы;
  • субъекты РФ сами прописывают требования к программе на территории и форму обучения;
  • установлено сколько длится прохождение курсов в школе приемного родителя: срок не может быть менее 5 и более 180 дней;
  • определение учреждений, в которых созданы курсы обучения родителей возложено на отделы опеки и попечительства;
  • ожидание для кандидатов в усыновители на обучение в ШПР не должно превышать 30 дней;
  • для зачисления требуется письменное заявление;
  • проводить курсы для молодых приемных родителей вправе только специалисты, имеющие профильное образование;
  • работа с усыновителями должна проводиться индивидуально либо в небольших группах (до 15 человек).

Обучение осуществляется бесплатно, но, если в ШПР есть дополнительные курсы, выходящие за рамки основной программы, они могут быть и возмездными.

В ШПР родителям могут предложить прохождение психологического тестирования, результаты которого направят в органы опеки только при наличии письменного согласия.

В настоящее время некоторые школы предлагают дистанционные варианты обучения, законодатель это не запрещает. Но процесс получения знаний в отрыве от практических занятий и «живого» общения, должного эффекта не даст.

Цели и задачи ШПР

Главной задачей педагоги и психологи для семей с приемными малышами ставят осознание мотивации усыновления. Понятно, что ребенок попадающий под усыновление уже пережил психологическую травму, в той или иной степени. В связи с этим необходимо понять истинные причины кандидатов в усыновители, их психологическую готовность принятияребенка в семью во избежание дальнейших возвратов.

https://www.youtube.com/watch?v=kZdH9rNcj7M

Деятельность курсов направлена на получение ответов на самые важные вопросы, в том числе:

  • понимание физиологических особенностей ребенка и детской психологии;
  • подготовка к возможным проблемам в приемной семье, изучение вариантов их минимизации;
  • оказание эмоциональной помощи и поддержки будущим маме и папе.

Цель обучения в ШПР будет выполнена, если истинное желание стать приемными родителями совпадет с наличием навыков и умений для этого необходимых.

Для кого предназначена школа

Прохождение подготовки в школе приемных родителей является обязательным этапом при любой форме устройства ребенка в замещающую семью:

  • в первую очередь речь идет об усыновлении, ведь ребенок становится родным и воспитывается как родной, принимая фамилию родителей;
  • опекунство, попечительство, предполагающее ответственность за жизнь и имущества ребенка до 14 (18 лет);
  • патронат- форма, при которой ребенок формально числится в детском учреждении, но имеет возможность воспитываться в семье;
  • семейный детский дом, созданный как аналог государственного учреждения, где одновременно должны воспитываться от 5до 10 ребятишек;
  • гостевая семья, предполагающая, что ребенок время от времени находится в семье наставника.

Законодатель предусмотрел ряд круг лиц, для которых обучение не является обязательством.

  • Это ближайшие родственники малыша- бабушка, дедушка, братья и сестры (в том числе только по отцу или матери), мачеха или отчим.
  • Лица, которые уже являются усыновителями или опекунами, т.е. доказали свою правомочность в данном качестве.

Курсы подготовки могут посещать те люди, которые еще не совсем определились в своих намерения, например, в части формы принятия обязанностей над несовершеннолетним.  Проводимые в школе тесты и тренинги для приемных родителей как раз помогут это понять.

Программа ШПР

Программа обучения в ШПР составляется органами опеки и попечительства субъектов РФ и может разнится, но в ней всегда присутствуют четыре основных блока:

  • Психолого-педагогический. Преподаются аспекты возрастных   особенностей детей, приемы и методы воспитания. Создается и психологический портрет самих кандидатов в приемные родители. Рассказывается о семье, как форме воспитания: проблемах, конфликтах и способах их решения.Педагоги –психологи расскажут, когда и как открыть ребенку правду о его настоящих родителях, проработать имеющиеся эмоциональные травмы.Работа ведется и с самими претендентами в усыновители: их ожиданиями, сомнениями относительно принятого решения.
  • Медицинский блок направлен на усвоение правил оказания первой помощи ребятам, методах диагностики в лечебных учреждениях.  Важные знания даются в части развития детей с особенностями или задержками психического развития. Здесь будущих мать и отца научат элементарным навыкам обработки ран, основам правильного питания.
  • Социальное направление программы поможет дать ответы на вопросы   адаптации маленького человека в обществе: отношения в школе, со сверстниками, коммуникации с другими членами семьи.
  • И, наконец, юридические вопросы. Освещаются темы прав и обязанностей приемных родителей, объема положенных выплат и социальных гарантий. Оказывается помощь в составлении документов: заявлений, прошений, в том числе и при смене форме устройства детей.

Формы обучения на курсах многообразны: лекции, тренинги, тесты, практические занятия, упражнения, индивидуальные или групповые собеседования, постановка ролевых сценариев.Может быть предложено написание сочинения на тему приема ребенка в свою семью.

Отдельное место в системе обучения отводится институтам наставничества и обмена информацией, когда более опытные приемные семьи в рамках коллективных тренингов передают знания своим начинающим коллегам.

Приветствуется похождение подготовки в ШПР обоих супругов, желающих принять детей в семью на воспитание, не возбраняется участие других совместно проживающих родственников.

С чего начать и куда обратиться

Заявить о намерении пройти обучающий курс в школе приемных родителей следует в органы опеки и попечительства по месту жительства. Именно эта служба организует деятельность ШПР на местах, ведет реестр учреждений, уполномоченных на проведение занятий, регистрирует выданные свидетельства о прохождении обучения.

Ознакомиться с перечнем ШПР на территориях можно самостоятельно на сайте Министерства образования и науки РФ (https://минобрнауки.рф/)

Свидетельство о прохождении ШПР

Документ о прохождении обучения и готовности стать материю или отцом Вам выдадут в службе опеки по окончании курсов. Его форма не произвольна —  утверждена приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 г. № 623. Это шаблон федерального образца.

В учреждениях, организующих обучение для усыновителей могут предусматриваться дополнительные сертификаты, подтверждающие прохождение курсов.

Полученные в школе приемных родителей знания, примененные на практике, позволят сделать процесс усыновления комфортным как для родителей, так и для ребят.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/opekarf/shkola-priemnyh-roditelei-celi-i-zadachi-programma-shpr-5d208c3cc4ae3100ad79a250

Опека и попечительство — формы семейного устройства в России

Специфика консультирования опекунов приемных родителей

Опека и попечительство -это основные формы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Цели опеки и попечительства благородные, во благо лиц под опекой, а если опека устанавливается над детьми, то важно воспитать хорошего, образованного человека.

Часто небездушные люди хотят взять одиноких малышей, но появляется сразу много вопросов, как выбор формы устройства детей.

Определение формы воспитания детей, оставшихся без родительского попечения является первоначальным этапом.

В Российской Федерации популярны первые три формы семейного устройства:

  • усыновление,
  • опека или попечительство,
  • приемная семья,
  • патронат,
  • гостевая семья,
  • детский дом семейного типа.

Опека и попечительство устанавливается членами одного семейства. Иногда употребляют понятие «семейное попечение», потому что ребенок в знакомой среде среди близких и родных. Это безвозмездная форма устройства ребенка в семью.

При отсутствии вышеуказанных жизнеустройство детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей происходит на основании актов органов опеки. Опекун или попечитель назначается из числа лиц, имеющих право опекать, в соответствии с федеральным законом об опеке. Опека, попечительство (не патронаж) изначально не являются оплачиваемой формой, но предусматриваются пособия и льготы.

Законодательное регулирование

Понятие опеки и попечительства, над кем устанавливается опека и попечительство, установление опеки, деятельность опекунов и попечителей, особенности форм семейного устройства детей и порядок устройства детей, оставшихся без попечения родителей регламентированы:

  • Гражд. и Сем. кодексами
  • Фед.зак.  «Об опеке и попечительстве».

Что такое опека

Кто такой опекун ребенка, как стать опекуном ребенка, с какого возраста может быть установлено попечительство над ребенком — это основные вопросы данной сферы.
Значения понятий опекунство и попечительство схожее. Понятие опеки и попечительства, и их разграничение станет ясным после прочтения этой статьи.

Что такое опекунство

Опеку, или по-другому опекунство, оформляют над:

  • детишками младше 14 лет,
  • взрослыми недееспособными людьми.

Опекуны целиком и полностью представляют интересы своих подопечных по разным вопросам. И порой могут заключать и сделки. Главное условие, чтобы все сделки были направлены на улучшение материального состояния опекаемого, но не при каких обстоятельствах на уменьшение имущества граждан.

За опекаемым девочкой или мальчиком остаются их родные имена и фамилии. Чаще всего это дети, родителей которых нет в живых. Хотя бывает, что опекунство назначается над лицами, родители которых живы. Например, не могут растить своих детей из-за алкогольной или наркотической зависимости, инвалидности. Бывают случаи, когда оформляется опека, если родители в частых и долгих разъездах.

Кто может стать опекуном

Опекунами и попечителями могут быть назначены не все. Существует определенное количество условий, которые необходимо соблюдать.

Во-первых, опекуном будет являться лишь взрослый дееспособный человек. Младше 18 лет опекунами и попечителями не могут быть.

Органы опеки также обращают внимание на взаимоотношения кандидата и подопечного. Если опекаемые дети не хотят оставаться с потенциальным опекуном, или про него говорят плохо соседи, то установление опеки будет сложной процедурой с проведением дополнительных проверок.

Приоритетное право у членов одной семьи, поскольку чаще всего именно они и выполняют непосредственный уход за детьми или недееспособным взрослым родственником. Но немаловажно и согласие самого опекуна на установление опекунства.  В случае, если родственники все откажутся осуществлять уход, будет рассматриваться вопрос о назначении квалифицированного опекуна, проживающего в том же регионе.

Если есть судимость, то в попечении будет отказано. А также, если потенциальные опекуны когда-либо судебно лишались прав растить своих детей за определенные проступки (при употреблении алкоголя или наркотиков).

В также те, кто по физическому состоянию не может растить и воспитывать малыша не могут стать опекуном.

Обязанностью опекунов и попечителей несовершеннолетних является их воспитание и обязательно общее образование. Попечители должны содействовать осуществлению гражданских прав и обязанностей своих подопечных, не забывая про свои права в качестве опекуна и должным образом исполнять обязанности.

Как стать опекуном

Попечительство устанавливается над детьми, которые нуждаются не только в крыше над головой, а еще в общении, заботе и качественном уходе. Если Вы решили стать опекуном, Вам необходимо немного заранее подготовиться и знать, какие будете осуществлять обязанности. Для этого существуют специальные бесплатные подготовительные курсы.

Их можно найти в городе через справочники или просто обратиться в органы опеки и попечительства.  В конце обучения Вам выдадут свидетельство.

Вторым этапом будет являться сбор всех документов.

С полным перечнем можете ознакомиться в Правилах, которые утверждены 18.05.2009. ПП РФ N 423 (пункт 4).

Помимо документов потребуются также разрешения всех членов семьи (старше десяти лет), что они согласны на проживание с опекаемым на одной площади.

Собранные документы и заявления нужно подать в органы опеки лично, или через МФЦ. Также есть возможность электронной подачи.

Через три дня специалисты должны посетить Ваш дом на проверку условий жизни. В случае электронной подачи документов, их оригиналы надо подготовить к приходу специалиста.

Еще через три дня в случае положительного решения, Вам пришлют один экземпляр акта обследования.

В течении 10 последующих дней будете ждать разрешения от органа опеки и попечительства на права быть опекуном. Если решение положительное, то срок его действия — 2 года.

Если еще не принято было решение, какого ребенка собираетесь опекать, то можно заняться его поиском. Дети-сироты живут в специализированных детских учреждениях. Также можно подобрать его в банке сирот Министерства образования.

Если ребенок найден, то по месту его жительства нужно снова обратиться в органы опеки и попечительства с заявлением и снова ждать решения о назначении (или отказе).

Решение будет представлено в виде Акта от органа опеки, в котором возможно будут указаны срок и действия, которые можно или нельзя совершать в отношении несовершеннолетних граждан.

В том числе нюансы касательно доверительного управления имуществом. Опекуны должны стремиться к защите прав и законных интересов ребенка.

Попечительство

 Устанавливается над следующими лицами:

  • несовершеннолетними гражданами (14-18 лет),
  • студентами, обучающимися по очной форме (до окончания обучения),
  • ограниченно дееспособными лицами (при употреблении спиртных напитков или наркотических средств).

В отличие от опекаемого, подопечный может сам совершать мелкие покупки, например, продукты, предметы гигиены и прочее. По более крупным сделкам, оформлению договоров и прочее, попечитель дает свое разрешение.

Усыновление

Психологи, изучая детскую и подростковую природу, выявили особенности восприятия детьми попадание в новую семью. Для совсем маленьких детей, грудничков рекомендуют усыновление. Такой малыш становится полноценным членом семьи, приобретает новую фамилию, и те же права и обязанности, какие бывают между кровными детьми и родителями.

Подростков берут чаще под опеку (попечительство) или оформляют в приемную семью в связи с достаточно сформировавшейся личностью и мнением самого подопечного.

В чем разница между усыновлением и опекунством

Во-первых, различный пакет документов собирается для этих двух видов .

Усыновление в России является добровольной формой, однако процесс оформления более сложный и требует судебного решения и он невозможен при живых кровных родителях, которые обладают родительскими правами. Т.е.

усыновляют детей с официальным статусом сирота. Опеку же можно оформить при живых родителях (например, страдающих алкоголизмом, иными длительными заболеваниями, которые не позволяют воспитывать самостоятельно).

К потенциальным усыновителям более строгие требования предъявляются. Органы опеки обратят внимание и на возраст, и на официальный брак. Молодым или пожилым могут не одобрить усыновление. Такие пары вынуждены прибегнуть с другими формам, например, опекунству. У усыновителей проверяют строго доход, жилье, социальный статус.

Хоть усыновление и является в России приоритетной формой, его господдержка оставляет желать лучшего. Например, патронат дает больше материальных выплат и льгот. Здесь же отметим, что наименьшее «финансирование» у гостевой семьи.

Приемная семья

Приемная семья как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, схожа с опекунством, потому что новый член семьи берется на воспитание по договору и под контролем органов опеки. Права приемных родителей такие же, как и опекунские права и пособия.

Приемным семьям выплачивается ежемесячная оплата труда, которая устанавливается региональными властями.

Гостевая семья

Это некий этап, когда приемные родители или усыновители хотят поближе познакомиться с ребенком, узнать его. Т.е. это временная передача в семью на добровольной и безвозмездной основе.

Он часть своего времени проводит в гостях, но его об этом предупреждают, чтоб не расстраивался, если его не возьмут.

Этот момент, как специалисты считают, может травмировать детскую психику, поэтому такая форма не особо распространена в нашей стране.

Патронат

Эту форму тоже можно назвать переходной. Субъектом является малыш, у которого на данный момент нет определенного статуса, т.е. если юридически не получается оформить опекунство или усыновление.

Детский дом семейного типа

Достаточно нечеткое законодательное регулирование у детского дома семейного типа. Это воспитательное учреждение с количеством детей, как в многодетных семьях, которое пользуется соответствующими льготами, получает пособия.

Источник: https://zen.yandex.com/media/opekarf/opeka-i-popechitelstvo-formy-semeinogo-ustroistva-v-rossii-5d0d0c429952cd00b07c2b23

Юрист-консультант
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: